Биология

Поиск

Содержание:

Развитие человеческого организма. Строение системы органов размножения. Развитие зародыша

Размножение – воспроизведение себе подобных – важнейшее свойство живого организма, обеспечивающее преемственность в ряду поколений.

Человек размножается половым способом, при котором в результате слияния мужской и женской половых клеток будущий организм получает наследственную информацию от обоих родителей.

Мужские половые органы подразделяют на:

1) наружные половые органы (половой член и мошонка);

2) внутренние половые органы (яички, придатки яичек, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки и бульбоуретральные железы).

Яички (семенники) – парные половые железы массой 20–30 г каждый, образующие мужские половые клетки – сперматозоиды (внешняя секреция) и половые гормоны (внутренняя секреция). Семенники располагаются вне брюшной полости в кожно-мышечном мешочке – мошонке. Такое положение обеспечивает условия для созревания сперматозоидов (температура около 35°С). Яички снаружи покрыты плотной соединительнотканной оболочкой, от которой внутрь отходят перегородки, делящие орган на 200–300 долек. В каждой дольке расположены два или три извитых семенных канальца, где образуются сперматозоиды. В тканях между семенными канальцами находятся эндокринные клетки, вырабатывающие половой гормон тестостерон, который оказывает стимулирующее влияние на развитие вторичных половых признаков: рост волос, телосложение, тембр голоса, особенности характера.

Процесс образования в яичках сперматозоидов называется сперматогенез. Созревание мужских половых клеток начинается с наступлением половой зрелости. В зрелых сперматозоидах выделяют:

– головку, содержащую ядро с гаплоидным набором хромосом и акросому – видоизмененный комплекс Гольджи;

– шейку, в которой находится много митохондрий и центриоль;

– хвостик, обеспечивающий подвижность сперматозоидов.

Созревшие сперматозоиды направляются в систему семявыносящих канальцев, которые формируют придаток яичка. Отсюда сперматозоиды попадают в семявыносящие протоки, куда выделяют свои секреты предстательная железа, семенные пузырьки и бульбоуретральные железы. Их секреты входят в состав семенной жидкости, которая обеспечивает питание и движение сперматозоидов. Затем сперма через мочевыводящий канал выводится наружу.

Образование зрелых сперматозоидов из сперматогоний у человека составляет два с половиной – три месяца, а число образующихся клеток огромно. Так, во время одного полового акта выделяется 200–300 миллионов сперматозоидов.

Женские половые органы подразделяются на:

1) наружные половые органы, располагающиеся на поверхности тела: большие половые губы, малые половые губы, клитор.

2) внутренние половые органы, находящиеся в малом тазу: яичники, маточные трубы (яйцеводы), матка и влагалище.

Яичники – парные половые железы женщины, где образуются яйцеклетки (внешняя секреция) и половые гормоны (внутренняя секреция). Они расположены в полости малого таза по обеим сторонам матки, масса каждого 6–8 г. Яичники покрыты соединительнотканной оболочкой, под которой располагается корковое и мозговое вещество. В корковом веществе образуются половые клетки (оогенез) и вырабатываются женские половые гормоны, влияющие
на деятельность половых органов и на развитие вторичных половых признаков. Мозговое вещество представлено соединительной тканью, в которой проходят кровеносные сосуды и нервы.

В корковом слое располагаются многочисленные первичные фолликулы, состоящие из незрелой яйцеклетки (ооцита первого порядка), окруженного одним слоем фолликулярных клеток. При рождении девочки в каждом яичнике насчитывается до 40 тысяч первичных фолликулов. После рождения их количество быстро уменьшается и к моменту наступления половой зрелости их остается около 500. С наступлением половой зрелости каждые 28 дней созревает один фолликул. Созревший фолликул выпячивается на поверхности яичника, его стенка истончается и разрывается. Из фолликула выходит яйцеклетка, которая попадает в маточную трубу. Процесс выхода яйцеклетки называется овуляцией. Яйцеклетка содержит ядро с гаплоидным набором хромосом, неподвижна и значительно крупнее сперматозоидов, так как содержит запас питательных веществ. На месте разрыва, в яичнике развивается временная железа внутренней секреции – желтое тело. Оно продуцирует гормон прогестерон, который готовит слизистую матки для имплантации оплодотворенной яйцеклетки.

Маточные трубы (яйцеводы) – парные органы длиной 10–12 см, по которым яйцеклетки движутся в матку. Стенка яйцевода образована тремя оболочками:

– слизистая – выстлана мерцательным эпителием;

– мышечная – образована гладкими мышцами;

– серозная – покрывает яйцевод снаружи.

Яйцеклетка продвигается по маточной трубе благодаря сокращению мышечной оболочки и движению ресничек эпителия яйцевода.

Матка – гладкомышечный орган, в котором развивается и вынашивается плод. Стенка матки состоит из трех слоев:

– внутреннего слизистого, богатого кровеносными сосудами – эндометрия,

– среднего гладкомышечного – миометрия,

– наружного серозного – периметрия.

Полость матки имеет треугольную форму, верхние углы которой открываются в устье маточных труб, а нижний угол – в канал шейки матки. Шейка – вдается в верхний отдел влагалища.

Влагалище – эластическая, легко растяжимая трубка длиной 10–12 см, соединяющая наружные половые органы с маткой.

Гормоны, образующиеся в яичниках при созревании яйцеклетки, вызывают изменения в слизистой матки и влагалища, обеспечивающие внедрение зиготы и развития зародыша. Если яйцеклетка не оплодотворилась, то она погибает, а поверхностные слои слизистой оболочки матки и влагалища отторгаются – наступает менструация. Она повторяется у девушек и женщин в среднем через 28 дней. Если яйцеклетка оплодотворена, то менструации прекращаются, т. к. наступает беременность.

Оплодотворение – процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида, в результате чего образуется диплоидная зигота. Оплодотворение происходит в верхней трети яйцевода. Сперматозоид приближается к яйцеклетке, при соприкосновении с ней выделяет ферменты, разрушающие ее оболочки, и проникает в яйцеклетку. После этого вокруг образовавшейся зиготы образуется оболочка оплодотворения, препятствующая проникновению других сперматозоидов.

С формирования зиготы начинается онтогенез – индивидуальное развитие организма. Онтогенез – процесс развития организма с момента образования зиготы до смерти.

В индивидуальном развитии человека выделяют два периода: эмбриональный (с момента образования зиготы до рождения) и постэмбриональный (с момента рождения до смерти).

Эмбриональное развитие включает следующие этапы:

1) дробление;

2) гаструляция (образование зародышевых листков);

3) образование тканей и органов.

В эмбриологии развивающийся организм человека с момента оплодотворения до рождения называют зародышем или эмбрионом. В акушерстве и гинекологии зародышем называют организм лишь в течение начального периода внутриутробного развития (первые 8 недель), когда происходит дробление, обособление зародышевых листков, формирование тканей и органов. В остальной, большей части внутриутробного развития, когда происходит главным образом увеличение размеров, развивающийся организм называется плодом.

Дробление зиготы начинается к концу первых и длится в течение 3–4 суток после оплодотворения, когда зародыш продвигается по маточной трубе к матке. Дробление у человека полное, т.е. дробится вся зигота, и характеризуется быстро следующими друг за другом митотическими делениями. Образующиеся клетки носят название бластомеры. Интерфаза между делениями очень короткая, поэтому клетки не успевают вырастать до прежних размеров, в результате чего происходит постепенное их уменьшение. С первых делений у человека различают два вида бластомеров. Из поверхностно расположенных, более мелких, быстро дробящихся бластомеров в последствии образуется трофобласт – оболочка, обеспечивающая питание зародыша. Более крупные внутренние бластомеры формируют эмбриобласт, из которого развивается сам зародыш. В результате дробления образуется заполненный жидкостью пузырек – бластоциста (бластула). Она включает в себя трофобласт, окружающий полость с жидкостью, и лежащий в полости зародышевый узелок – эмбриобласт.

На 6–7-е сутки происходит имплантация – внедрение зародыша в стенку матки. Для этого трофобласт выделяет протеолитические ферменты, которые разрушают слизистую оболочку матки. Одновременно с имплантацией начинается гаструляция – образование двух (состоящего из экто- и энтодермы), а затем трехслойного зародыша (состоящего из экто-, энто- и мезодермы). Из части клеток зародыша формируются зародышевые оболочки.

  1. Хорион (ворсинчатая оболочка) – обеспечивает питание и дыхание зародыша.
  2. Амнион (водная оболочка) – создает водную среду, необходимую для развития эмбриона, и защищает зародыш от повреждений.
  3. Желточный мешок – функционирует только в начале беременности как кроветворный орган.
  4. Аллантоис – участвует в установлении связи эмбриона с формирующейся плацентой, а также служит экскреторным органом (первичный мочевой пузырь).

На втором месяце беременности хорион вместе с подлежащей слизистой оболочкой матки образуют плаценту (плацентация). Плацента обеспечивает связь между организмом матери и плодом при внутриутробном развитии. Она осуществляет питание плода, его дыхание и выделение. Питательные вещества и кислород поступают через пуповину, которая соединяет плод с плацентой. Через плаценту проникают не только необходимые организму вещества, но и алкоголь, никотин, наркотики. Их воздействие может привести к формированию у плода врожденных пороков развития. Плацентация совпадает с периодом образование тканей и органов. В этот период появляются зачатки конечностей и основных систем органов, но процесс их роста и становления функций продолжается до родов.

Нормальная беременность продолжается 9 месяцев. Она заканчивается родами в результате сокращений мышц матки. С момента рождения начинается постэмбриональное развитие человека, во время которого организм проходит следующие периоды:

  1. Период новорожденности – первый месяц после рождения.
  2. Грудной период продолжается в течение первого года жизни, когда ребенок питается молоком матери.
  3. Ясельный период – от одного года до трех.
  4. Дошкольный – от трех до шести лет.
  5. Школьный – от шести до семнадцати – восемнадцати лет. В течение этого периода происходит половое созревание (в возрасте 12–15 лет).
  6. Период зрелости – от 18 до 55–60 лет.
  7. Пожилой возраст – с 55–60 до 75 лет.
  8. Старческий возраст – с 75 лет.

Наиболее интенсивный рост и развитие ребенка отмечаются в грудной период и период полового созревания. В период полового созревания развиваются вторичные половые признаки. В периоде зрелости человек способен к размножению. Период старения характеризуется преобладанием процессов диссимиляции над ассимиляцией, нарушением нормальной работы всех систем органов и завершается смертью.

"ПросветOnline"

Современная эффективная онлайн система подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, вступительным испытаниям в ВУЗах по химии, биологии и английскому языку.

Контакты

Присоединяйтесь к нам!

Подпишитесь на наши новости:
©2020 Онлайн школа "ПросветOnline". All Rights Reserved. Разработка и поддержка: Сластёнов С. Н. | Powered by Yii Framework

Поиск